№38-39 (19664-665)  от 17 февраля 2001года

От первого лица 

"БЮДЖЕТ В ПОЛТОРА МИЛЛИАРДА РУБЛЕЙ 
МОЖЕТ ИМЕТЬ ОРСК. 
Если ничего не утаивать
и не воровать" 

Представлять Владимира Иосифовича Николаюка не надо. Это Врач с большой буквы, хирург с тонким чутьем и золотыми руками, заслуги которого оценены горожанами по достоинству. Николаюк - почетный гражданин Орска и этим все сказано. А еще - депутат горсовета, победивший на декабрьских выборах своих конкурентов с огромным отрывом. И все происходящее в городе не может оставлять его равнодушным. В частности, депутата, врача и просто честного человека беспокоит то, что и при новой власти в бюджете обнаруживается много черных дыр, в которых бесследно исчезают наши с вами деньги. Об этом Владимир Иосифович и решил поведать орчанам - своим избирателям. 

- Многим депутатам горсовета и мне лично неоднократно говорили люди из мэрии: "Вы не профессионалы-финансисты, не лезьте в бюджет! Все там подсчитано и выверено без вас. Занимайтесь жалобами граждан, которые за вас проголосовали - вот поле вашей деятельности!". И не только говорили. Нас хотели превратить в статистов - всего за две недели до утверждения дали документы с уже сверстанным бюджетом, мы просто должны были на заседании дружно поднять руки, чтобы за него проголосовать. Не вышло! Я лично с такой постановкой вопроса не согласен. Да, бюджет 2001 года подготовлен профессионалами. Но, несмотря на это, бюджетная комиссия, в которой я работаю, нашла в нем немало огрехов и тонких мест. Начнем с доходной части. Она возрастет в сравнении с 2000 годом на 11 процентов, что составит 2600 рублей на душу населения. 85,6 процента бюджета пополнится за счет налогов. Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций даст 33,6 процента, подоходный налог с физических лиц - 32,4 процента бюджетных поступлений. Причем обратите внимание: 98,2 процента подоходного налога удерживается предприятиями и организациями и лишь 1,8 процента - налоговыми органами. Явно, что некоторые предприятия укрывают прибыль. Налог же с физических лиц, 99 процентов которого остается в Орске, мог быть значительно выше, если бы строго соблюдались все законы. Особенно это касается частных предприятий, фирм, где, как всем известно, есть "черные кассы". То есть официально по ведомости работник получает, например, 400 рублей, а еще 1600 нигде не учтенных целковых ему отдают просто на руки. Резерв налоговых отчислений огромен. Тем более, что подоходный налог возрос с 12 до 13 процентов. 

Но для начала, думается, надо навести порядок в статистических данных и разобраться, наконец, сколько у нас в городе работающих. Не удивляйтесь, единой цифры нет. Согласно сведениям статуправления, в Орске 128300 работающих, то есть 45 процентов от общего числа населения. По данным горздравотдела, работающих - 132370, по данным ОМС (страховой компании), таковых всего 94972. А работоспособное население составляет 167500 человек. Получается, что по крайней мере 39200 сильных, способных трудиться орчан находятся непонятно где - между небом и землей. Что, они все безработные или тунеядцы? Опять неувязочка, безработными у нас числятся 170 человек. Значит, большая часть этих горожан имеет некий побочный доход, чем-то занимается. Но платят ли налоги эти 39200, если они нигде не учтены? Сомневаюсь. Сомневаюсь и в том, что среднемесячная зарплата в промышленном Орске составляет 1100 рублей, в то время, как по России, с учетом деревень, где крестьяне годами не видят денег, - 1500. 

Пойдем далее. Как так могло получиться, что налог на землю, который платят крупнейшие предприятия, даст всего-навсего два процента городского бюджета, а арендная плата за землю - три? Налог на вмененный доход и совокупный доход составит всего 4 процента бюджета, что также вызывает сомнение в достоверности этого показателя. С акцизами на водку и ликероводочные изделия дела обстоят еще более странно. Акцизные сборы возросли с 5 до 25 процентов, а в бюджет, согласно прогнозу, денег по этой статье дохода поступит… на один миллион меньше, чем в 2000 году, что составит лишь 0, 58 процента бюджета! Мыслимое ли дело: акцизные сборы выросли в пять раз, а доходы, оказывается, должны уменьшиться. Нонсенс! Местный ликероводочный завод простаивает, погрязнув в судебных разборках, реализуется привозная водка, деньги, по большей части опять-таки неучтенные, уходят на сторону. А ведь когда-то 80 процентов бюджета СССР составляли так называемые "пьяные деньги". Пить с тех пор, к сожалению, меньше не стали. Так почему мы упускаем возможность пополнить за счет этого бюджет? Почему годами простаивает наша "ликерка", кому это выгодно? Кому угодно, но только не городу. Неналоговые доходы - назовем их так - составят 4,3 процента бюджета. В основном это уже упоминавшаяся арендная плата за землю. Что поразительно, доходы от приватизации государственной и муниципальной собственности в 2001 году вообще не предусмотрены. В 2000 году от приватизации поступило, смешно сказать, 100 тысяч рублей. Разве это деньги? Получается, у нас за весь год фактически ничего не приватизировали. Но это не так. Фонд финансовой поддержки составит 4 процента. Дефицит бюджета - 44 миллиона 203 тысячи рублей, то есть 6,7 процента. Цифры, в принципе, приемлемые. Сейчас давайте подведем некий итог. Доходная часть бюджета 2001 года - не догма. Есть, как видно из приведенных фактов, резервы. При должном соблюдении законов, активизации работы налоговых органов, администрации города и горсовета вполне реально увеличить, причем - существенно, доходную часть бюджета с последующей коррекцией расходной части в сторону увеличения. 

Теперь - о расходах. В 2001 году расходы, согласно проекту бюджета, должны были возрасти практически по всем статьям, что не может не радовать. Но увеличение расходов должно быть обоснованным и эффективным. Что же мы наблюдали в реалии? Расходы на содержание горадминистрации увеличивались на 217 процентов. Власти объяснили это тем, что решили показать реальные цифры. Но когда я подсчитал зарплату чиновников, которых год от года становится все больше, вновь на мою голову посыпались обвинения: "Николаюк ничего не знает, лезет, куда не надо…". Да, я - врач, а не экономист. Но у меня в руках - документы: аналитическая таблица бюджета по доходам на 2001 год и проект бюджета, подготовленные не где-нибудь, а в "Белом доме". И уж элементарные математические действия мне произвести по силам. Если в горадминистрации 348 сотрудников, их годовое содержание - 27 миллионов 622 тысячи рублей, значит, среднемесячная зарплата чиновника планировалась в пределах шести тысяч шестисот рублей. Не многовато ли? Причем управления здравоохранения и образования, например, входили в структуру горадминистрации, а финансироваться должны были из расходных статей бюджета на образование и здравоохранение. Почему? Неясно. 

Дотационное финансирование в городе - порядка 60 процентов бюджета. Огромные расходы планировались на содержание транспорта, они составляли 10 процентов бюджета или почти 73,5 миллиона рублей. Трамвай - самое дешевое транспортное средство в России - в Орске превращается в самое дорогое. Рост затрат на этот вид транспорта в сравнении с 2000 годом составлял 419 процентов. Нас уверяли, что много льготников и одна поездка в трамвае будто бы обходится в 9 рублей. Два платит пассажир, семь - казна. Но почему в частных такси, которые в отличие от трамвая теплые, уютные, быстрые, берут за поездку пять рублей и этот транспорт - рентабельный, дотаций не требующий? Где логика? Также непонятен был рост расходов на жилищно-коммунальное хозяйство, который составил бы в 2001 году 278 миллионов 284 тысячи рублей, что на 43 процента больше, чем в 2000-м. Это, как говорили - дотация на покрытие расходов, не оплаченных населением. Но из года в год квартплата растет. Дотацию, стало быть, надо уменьшать, заставляя злостных неплательщиков, согласно закону, своевременно рассчитываться за коммунальные услуги. А что будет к 2008 году, когда мы должны будем оплачивать все 100 процентов коммунальных услуг? Не заставим платить сейчас - не станут платить и по более высоким расценкам впредь, а дотация станет астрономической, заберет львиную долю бюджета. 

Зато совсем иное отношение к спорту и молодежной политике. Финансирование физической культуры и спорта должно было составить 600 тысяч рублей (0,08 процента бюджета), молодежной политики - 150 тысяч (0,02 процента). То есть ежемесячно на молодежь выделялось… 12 тысяч! И после этого власти говорят о работе с подрастающим поколением, необходимости увлечь ребят, занять их делом, увести с улиц, подальше от наркоманов, пьяниц и бандитов. А что можно реально сделать на эти жалкие крохи, кто-нибудь подумал?! Финансирование здравоохранения уменьшилось на тридцать процентов в сравнении с 2000-м годом и составляло почти 121 миллион рублей. Нас успокаивали, что с изменением формирования данной статьи бюджета финансирование реально не ухудшится, но это небесспорно. Почему? Здесь надо вести отдельный разговор, связанный с особенностями обязательного медицинского страхования. 

Естественно, в расходную часть бюджета депутаты внесли коррективы. На один миллион 400 тысяч уменьшили планируемые расходы на сельское хозяйство, об эффективности которого пока остается лишь мечтать, на два миллиона - транспортные расходы, на два с половиной миллиона - расходы на содержание городских властей. Таким образом, появилась сумма в пять миллионов 900 тысяч рублей. Распределили ее так: 346 тысяч пошло на молодежную политику, 554 - на образование (конкретно - на приобретение школьной мебели), один миллион - на развитие физкультуры и спорта (500 тысяч - секциям, 500 - дворовым клубам), четыре миллиона - на здравоохранение (из них миллион - на лекарства детям-инвалидам, миллион - на программу по предотвращению эпидемий туберкулеза и СПИДа, миллион - на доплату младшему персоналу, столько же - на антинаркотическую программу). То есть не оставили без внимания все наиболее ущемленные планируемым бюджетом статьи. 

Тут может возникнуть подозрение на то, что в горсовете действует медицинское лобби. Из 25 депутатов 9 - врачи! Отсюда и четырехмиллионная добавка на медицину. Скажу так: если бы даже все 25 депутатов были медиками, о лоббировании не могло быть и речи. Все равно пришлось бы руководствоваться Конституцией России, законами и указами правительства, руководства области, областного Законодательного собрания… Да, я признаю, что в горсовете должны работать юристы, экономисты, хозяйственники. Но голосуют за депутатов люди, а они выбирают тех, кому доверяют. По крайней мере, на сегодняшний день. 

В заключение выскажу надежду на то, что совместными усилиями госналогинспекции, горадминистрации и горсовета удастся изменить ситуацию с наполняемостью бюджета. Всем нам надо больше работать! Хорошо, если в течение первого полугодия удастся провести полную инвентаризацию и проверить, как, на какие нужды тратятся бюджетные деньги. Особо хочу обратиться к тем, кто скрывает доходы, уходит от налогов. Подумайте о будущем своей семьи, своих детей, города, в котором живете и работаете. Если мы не будем воровать, утаивать, полуторамиллиардный бюджет Орску обеспечен. 

Записал Николай АЛЕКСАНДРОВ.

ПИСЬМО
В РЕДАКЦИЮ

ВСЕ СТАТЬИ НОМЕРА

Пресс-служба мэра сообщает

НАСТРОЕНИЕ НЕДЕЛИ

По сводка УВД. Криминал. ЛОВД информирует. 
Служба 03 

Короткой строкой (Визиты. Награды. Молодость)

ЭТА "ЧЕРТОВА ДЮЖИНА"... 

КОГДА ПЕРЕВЕРНУТА ПОСЛЕДНЯЯ СТРАНИЦА… 

СКОРО БЛОХУ ПОДКУЕМ... 

СТРАННО ВСЕ ЭТО… 

"БЮДЖЕТ В ПОЛТОРА МИЛЛИАРДА РУБЛЕЙ  МОЖЕТ ИМЕТЬ ОРСК. 
Если ничего не утаивать
и не воровать" 

ПЕЛИ И ПЛЯСАЛИ -  С ЮБИЛЕЕМ ПОЗДРАВЛЯЛИ 


 

ВЕРНУТЬСЯ

Hosted by uCoz