№34 (19660)  от 13 февраля 2001года

 Актуальное интервью 

ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ: РАЗРУШАЯ СИСТЕМУ, уничтожаем природу 

Проснувшись утром в последний день января, ко всему привыкшие жители 240-го квартала немало были удивлены, увидев на еще вчера белом снегу рыжий налет. "Опять под покровом ночи соседи-новотройчане подсуропили, траванули и были таковы", - говорили самые догадливые. Другие потянулись по привычке к телефонным аппаратам, чтобы сообщить о случившемся в городской комитет по охране окружающей среды председателю В. Соколовой. 

- Да нет уже комитета, - сказала корреспонденту "ОХ" Вера Викторовна, - он прекратил свое существование 2 октября прошлого года. Почему? Да потому что по указу президента РФ от 17 мая 2000 года произошла реорганизация федеральных органов власти и Госкомитет по охране окружающей среды был ликвидирован, а его функции переданы Министерству природных ресурсов. На местах в связи с этим были произведены большие сокращения специалистов, федеральные структуры в городах практически расформированы.

 - И кто же сейчас будет заниматься проблемами экологической безопасности, здоровья населения? Неужто в этом плане теперь у нас полный ажур?

- Все прекрасно понимали, что закон об охране окружающей среды с повестки дня не снят, его выполнение невозможно без специалистов, людей, которые всю свою жизнь посвятили этому делу. Поэтому областная администрация выбрала, что называется, из двух зол меньшее: часть сокращенных экологов перешла на федеральную службу в Областной комитет природных ресурсов, а остальные перешли в созданное государственное природоохранное учреждение "Центр". 

Это позволило, в частности, Орску сохранить кадры экологов: несколько человек стали федеральными инспекторами, другие - государственными инспекторами областного уровня. При этом их функции, права, обязанности сохранились по сути прежние, прибавилось и других забот. Но город теперь утратил собственную природоохранную структуру, и это считаю самым печальным результатом реорганизации. Ведь как ни крути, задачи решать мы будем те, которые поставят область, федерация. Моя должность, например, теперь звучит так: федеральный государственный инспектор областного комитета природных ресурсов. 

- Зачем, спрашивается, было огород городить, все эти перетасовки, сокращения... 

- К сожалению, Россия стала такой державой, у которой основное богатство - ее ресурсы. И контроль, который за их рациональным использованием осуществлялся природоохранными органами, видимо, перестал устраивать тех, кто имеет определяющую роль в государстве. Конечно, добывать нефть, газ, руду и т. д., за счет чего живет страна, и при этом не убивать природу - для новых хозяев это лишние затраты. Поэтому появилось желание освободиться от жесткого экологического контроля. Это опасная стратегия. 

- Недавно в программе "Время" прозвучало сообщение о Свердловской области, где в последнее время резко свертывается финансирование экологических программ. И сразу многократно подскочила заболеваемость по причине загрязнения окружающей среды. Что, теперь такая беда будет на всех одна? 

- Не надо быть специалистом, чтобы сказать: здоровье людей напрямую зависит от состояния окружающей среды. 

Должна заметить, что более продвинутые регионы пошли иным путем. Они в реорганизации природоохранных служб сориентировались лучше, чем, скажем, наша область. Вот, например, Курск, Воронеж, Новосибирск, Волгоград и ряд других городов на базе своих городских служб по охране окружающей среды создали муниципальные образования, куда полностью вошли все специалисты, лабораторное оборудование и так далее. При этом они заключили договора между федеральными органами, губернаторами и мэрами и большую часть государственных полномочий взяли на городской уровень, практически выполняя те же функции, что и прежние комитеты. 

Думается, что рано или поздно мы тоже придем к этому опыту, предпосылки такие есть, эту проблему необходимо решать на законодательном уровне. Ведь правительство и прежде, на протяжении последних одиннадцати лет нас финансировало только в части зарплаты, все остальное создавалось за счет области и города, экологических и внебюджетных фондов. Так что создание госучреждения "Центр" считаю решением половинчатым, семи специалистов, которые остались в результате реорганизации в Орске, согласитесь, очень мало, а проблем не убавляется, их решать под силу только муниципальной экологической службе. 

- Функции у вас расширились, забот прибавилось, значит ли это, что меньше будет уделяться внимания вопросам охраны окружающей среды?

 - Пока, как я уже сказала, мы исполняем функции прежнего комитета, но работать из-за отсутствия городской структуры становится намного сложнее. Сейчас в вопросах экологии город потерял как бы представительское лицо, что тоже немаловажно. Ведь есть целый пласт проблем, которые ни федеральными органами, ни новой службой, которая создана, решаться не будут. Сегодня, например, по закону об отходах производственного потребления все возникающие вопросы возложены на муниципальный уровень. А что может сделать город, если у него нет собственной природоохранной структуры. Возьмем проблемы теплоснабжения. Есть городская ТЭЦ, однако предприятия один за другим строят свои котельные, потому что это им выгодно. А с точки зрения экологии нужны ли нам эти котельные? Ответа нет. Или взять вопросы градостроительства, они все завязаны на экологию. Однако у нас даже проекты центральных планировок микрорайонов не проходили экологическую экспертизу. При новых же требованиях к этой проблеме мы обязаны чуть ли не на каждый частный гараж посылать документацию в Оренбург, чтобы там приняли решение - можно ли там его строить или нельзя. Вопросы озеленения, водоснабжения тоже напрямую связаны с экологией, но единой службы, которая бы взяла всю полноту ответственности по этим проблемам на себя, в городе нет. 

- Вера Викторовна, недавно вы встречались с мэром Юрием Черноусовым. О чем вы говорили? 

- Говорили о ситуации в области охраны окружающей среды, о проблемах природоохранной службы в нашем городе, хотя он коренной орчанин и многое ему знакомо. Экологической политикой ведь при любых обстоятельствах придется заниматься. Прежние администрации считали достаточной в этом плане работу нашего комитета, который, как говорится, весь воз тащил. Мы решали городские проблемы, со СМИ связь поддерживали, наш голос слышали в министерствах экономики, финансов, других ведомствах, федеральные деньги под свои программы в город привозили, много работали на уровне Cоюза российских городов, в Госдуме. Словом, Орск имел свою позицию в решении экологических проблем. Эти заботы, несомненно, должны быть приоритетными и в дальнейшем. 

- Какая экологическая обстановка сегодня в городе? 

- Промышленность мало-помалу встает на ноги. Как только заработал ЮУНК, шлак посыпался на наши головы, т. е. промышленность, транспорт как были, так и остаются самыми большими источниками загрязнения. Хотя какие-то сдвиги в лучшую сторону заметны. Много, например, в последние годы делается по снижению негативного воздействия на окружающую среду на ОНОС. Однако серьезную озабоченность вызывает возрастающее количество автотранспорта, что загрязняет город диоксидом азота, окисью углерода. Очень много в атмосфере пыли. Из-за неритмичной работы предприятий, пылеулавливающее оборудование зачастую работает неэффективно. Недостаточно оcуществляется производственный контроль, а сил наших специалистов недостаточно. Много жалоб поступает из северных микрорайонов. ОХМК остается верен себе и нередко загрязняет воздушный бассейн этой части города окисью углерода, фенола, другими веществами. 

- Вера Викторовна, в свое время много писали о масштабных экологических программах города. Как они выполняются? 

- Орск входит в две целевые экологические программы, которые сегодня требуют большой корректировки, чем мы совместно с предприятиями и областью занимаемся. В 1991 году об экологических фондах в стране шли только разговоры, а мы через решения сессии горсовета уже начали формировать его. Так вот, эти целевые средства позволяли городу даже при отсутствии какого-либо финансирования что-то строить, делать. Конечно, городские очистные сооружения стали притчей во языцех, но финансовую подпитку они всегда получали именно из этого фонда. Были сделаны серьезные исследовательские работы по определению возможных загрязнений Кумакского водозабора, долго мы ходили по разным инстанциям с идеей мусороперерабатывающего завода, который может решить проблемы не только переработки отходов в нашем регионе, но и получать из них компост для повышения плодородия земель. И проект все-таки был выполнен.

- И последний вопрос: помнится, несколько лет назад Орск прошел государственную экологическую экспертизу на присвоение статуса города чрезвычайной экологической ситуации. Что было дальше? 

- Прохождение экологической экспертизы помогало городу в решении различных городских проблем на федеральном уровне. Четыре города РФ прошли экспертизу, но статуса никто не получил. Соответствующий документ должен был подписать президент, но он не пошел на этот шаг, потому что это требовало выделения крупных средств. По Закону "О зонах чрезвычайных экологических ситуаций" на города, получившие этот статус, ложилось жесткое ограничение хозяйственной деятельности. То есть в Орске все предприятия, которые как-то работали, и все остальные практически были бы закрыты. Закон о зонах ЧЭС сейчас находится на доработке в Госдуме. Там будут предусмотрены согласно нынешней ситуации в стране экономические и хозяйственные подходы в решении экологических проблем. В любом случае, думается, огромную работу по экологической экспертизе город прошел не напрасно. 

                                Владимир КОНОВАЛОВ.

ПИСЬМО
В РЕДАКЦИЮ

ВСЕ СТАТЬИ НОМЕРА

УПРЕДИТЬ КОВАРНОГО ВРАГА 

Спорт

 БАЛУЮТСЯ ДЕТИ:  ОДНИ - СПИРТНЫМ,  другие - героином 

НА СЛУЖБУ В ГУДЕРМЕС 

ПРОВЕРИЛ - 
И В ДОРОГУ 

ЛЕС РУБЯТ - ДЯДЬКИ СИДЯТ 

ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ: РАЗРУШАЯ СИСТЕМУ, уничтожаем природу 


 

ВЕРНУТЬСЯ

Hosted by uCoz