№60 (19686)  от  15 марта  2001 года

АКТУАЛЬНО! 

НА ИРИКЛЕ МЫ ПОБЫВАЛИ, РЕЧЬ О ПАВОДКЕ ВЕЛИ… 

Слухов вокруг приближающегося половодья больше, чем воды в Урале, который набухает день ото дня. А что в начале апреля будет? Копия всемирного потопа в миниатюре, когда от редакции "ОХ" к автовокзалу можно будет доплыть на плоскодонке? Чтобы не гадать на кофейной гуще, позавчера наш репортер был командирован на Ириклинскую ГЭС с заданием разузнать все, что касается грядущего буйства стихии. Услышал он много важного, увидел то, что другим недоступно, и даже испытал легкое душевное потрясение, о чем в подробностях намерен поведать ниже. 

Именно Ирикла сбрасывает те самые тысячи кубометров весенних вод, которые потом разливаются, затапливая сады и дома частного сектора Орска. Стало быть, спецы ГЭС должны знать наверняка, что ждет нас впереди. Руководствуясь этим нехитрым умозаключением, я прибыл на гидроэлектростанцию и, миновав охрану, очутился в кабинете начальника ГЭС Мишина Виктора Борисовича. Человек сей, должен заметить, весьма интересен в общении, потому, заварив чай покрепче, мы повели диалог о месте Президента Путина в российской истории и будущем державы. Однако вскоре свернули от кремлевских палат, которым затопление не грозит даже в самую лихую годину, к темам более приземленным, если не сказать - приводненным. 

- Виктор Борисыч, - допытывал я Мишина, - Вы уже 35 лет трудитесь на станции, всякое повидали. Что мыслите относительно приближающегося паводка? 

- Прогнозы - дело неблагодарное, - уклончиво отвечал начальник. - Официальных данных пока нет. Судя по сообщениям центральной прессы, паводок может пройти на две недели раньше обычного срока. Однако давайте попробуем сопоставить некоторые известные факты. Европа уже тонет в весенних водах. По моим сведениям, в лесах Свердловской области лежит полутораметровый слой снега, немало его в Челябинской области, Магнитке. После двадцатого числа на Южном Урале ожидается потепление. Каким оно будет и, соответственно, как быстро начнет таять снег - на то воля Божья! Отсюда - и уровень паводковых вод… Вы спрашиваете о прогнозах? Вспомните сюрприз, который преподнесла матушка-природа в 2000 году! Тот паводок был отличный от всех прочих: пик его обычно приходится на 8-10-е сутки, а тут был на четвертые, к тому же не один, а два пика. Творилось нечто странное… Приток в Ириклу составлял более трех с половиной тысяч кубов, мы сбрасывали тысячу триста, то есть "сглаживали" сброс в три раза. А иначе вода дошла бы чуть ли не до центра вашего города. 

- Но все равно Ириклинскую ГЭС кое-кто обвинил во всех смертных грехах, - напомнил я дела давно минувших дней. - Запустили версию о том, что воду специально не сбрасывали, пока рыба нерестилась. А потом избавились от излишков, сгубив наши цветущие сады… 

- В энергетике все делается строго по приказу, - просветил Мишин. - Расход воды контролирует областная противопаводковая комиссия и никто более. Да, в 2000-м году так называемые "зеленые" отписали в область письмо по поводу необоснованного, по их мнению, опорожнения водохранилища. Нам дали приказ уменьшить сброс. Уменьшили. А что было потом, вы сами знаете.

 - Я-то знаю, а потому опасаюсь, не повторится ли нынче нечто подобное? - осторожно высказал я свои сомнения. 

- Не должно, - твердо возразил собеседник. - В этом году впервые за всю историю ГЭС собрались вместе наше руководство, председатель областной противопаводковой комиссии Ю. Карпов и противопаводковая комиссия Орска. Состоялся конструктивный разговор. Мы со своей стороны уже начали заблаговременную подготовку к паводку. Сотрудники станции трудятся без выходных, затворы водослива готовы к работе. Сейчас мы сбрасываем по 240 кубов в секунду, имеем 0,85 кубокилометра свободной емкости. А по прогнозу для паводковых вод потребуется 1,1-1,9 кубокилометра свободной емкости. Обеспечим этот объем согласно утвержденному графику, который выполняется даже с некоторым опережением. 

- А если, учитывая непредсказуемость паводка, взять и увеличить сброс, чтобы появился некий запас прочности? - подал я вдруг появившуюся идею.

 - Мы можем и 300, и 600 кубов сбрасывать, - отвечал Мишин. - Но вы учтите, что где-то в районе Новотроицка из-за этого могут возникнуть ледяные заторы. Воде некуда будет идти и она начнет затоплять Орск. Может быть, действительно есть смысл немного увеличить сброс, но до этого необходимо досконально просчитать, как это отразится на низовьях Урала. 

- Вы сказали, что действуете согласно графику. А если грянет резкая оттепель, тогда что? - озаботился я. 

- Тогда мы подкорректируем график, - не растерялся начальник станции. - Хотя я всегда говорил, что на сто процентов от стихии не застрахуешься! Надо быть готовым к любым неожиданностям и принимать меры. Скажем, в этом году для того, чтобы паводок прошел легче, мы впервые получили приказ из области закрыть на время паводка движение грузового транспорта по мосту Ириклинской ГЭС. Пропускаться будут лишь автотранспорт, перевозящий все необходимое для жизнеобеспечения населенных пунктов, и рейсовые автобусы.

После столь серьезной беседы и выпитого чая Мишин вдруг категорически отказался фотографироваться для газеты, предложив взамен то, о чем я не мог и мечтать, отправляясь в поездку, - экскурсию по гидроэлектростанции. А это, сообщу тем, кто не ведает, - объект особого значения. Был дан провожатый, который первым делом поинтересовался, испытываю ли я головокружение от высоты. Получив отрицательный ответ, он вывел меня на самую верхотуру станции. Если бы всякому доступно было это удовольствие - не было бы нужды ездить из Орска к Ниагарскому водопаду! Взору открылась потрясающая панорама степных просторов, из-под ног же с многометровой высоты с ревом низвергались тонны воды. Зачарованный этой красотой, замер я, но организм не справился с обилием впечатлений, высотой и течением, в результате чего случилось легкое помутнение сознания. К тому же лютый ветер едва не снес шапку прямо в водопад - едва успел ее ухватить. Пошли в более спокойное место - к затворам водослива, с помощью которых и контролируется уровень воды. К ним подъезжает кран, поднимает, ставит на подхват на определенной отметке - вода течет. Чем выше ставят затворы - тем больше воды сбрасывает Ирикла. Всюду кипела работа и труженикам было недосуг отвлекаться на длительные разговоры с прессой. Но из того, что увидел и услышал, сделал вывод - станция действительно готова к паводку. И если вдруг кто-нибудь вам скажет, что на Ирикле что-то прохудилось или кусок затвора льдиной откололо, знайте, это - вранье в духе барона Мюнхгаузена. Довелось побывать мне и в самом сердце ГЭС - возле генератора, спускаться к которому надо в недра земли на лифте. Расстояние такое же, как при спуске с девятого этажа на первый. А генератор - совсем как в школьном учебнике физики. Таким образом, все, что зависит от людей, на гидроэлектростанции сделано. Паводок будет непременно - это ясно, как Божий день. Также ясно, что при любых выкрутасах погоды и самых фантастических сюрпризах с ее стороны основной удар на себя примет Ирикла. А уж мы здесь как-нибудь выгребем. 

                                        Николай ЕВОЧКИН.

ПИСЬМО
В РЕДАКЦИЮ

ВСЕ СТАТЬИ НОМЕРА

Пресс-служба мэра сообщает

Елин, ты не прав

Спорт-экспресс

Криминал. 
01 сообщает.

Спрашивали - отвечаем

Молодые да ранние

Подхватить 
упавшее знамя

На Ирикле 
мы побывали, 
речь о паводке вели...

Чтобы знали 
и помнили в КДЦ

На страже 
нашей жизни

 

ВЕРНУТЬСЯ

Hosted by uCoz