Беседка "ОХ"
С. РОЖКОВ: КИНЕМАТОГРАФ
В РОССИИ НЕ УМЕР
На днях в кинотеатр "Орск"
с программой фильмов Уолта Диснея
приехал Сергей Рожков, член Союза
кинематографистов и кинооператоров
России, заведующий лабораторией
стереокинематографа научно-исследовательского
института кинематографии и
фотоискусства (НИИКФИ), работа
которого в 1991 году номинировалась на
премию "Оскар".
Пока ребята с замиранием
сердца смотрели "Бемби", "Белоснежку",
"Цветы и деревья",
корреспонденту "ОХ" удалось
пообщаться с этим интересным
человеком.
- Сергей Николаевич,
расскажите о том, как Вы пришли в
кинематограф?
- Как это ни смешно звучит,
но у меня диплом Московского
энергетического института. А в
кинематографе я оказался случайно.
Начинал в любительской студии. После
того, как я снял пару
короткометражных фильмов, буквально
"загорелся" кино. Всерьез начал
подумывать о том, чтобы бросить
институт и поступать во ВГИК. Но
друзья отговорили.
Получив диплом, занялся
кинематографом всерьез, начал
снимать фильмы, некоторые из даже
вышли на большой экран. Демонстрируя
свои (и не только) картины,
посчастливилось побывать и в
столицах, и в самых отдаленных
уголках нашей Родины.
- За годы работы наверняка
было много интересного…
- Однажды, когда я выступал в
Харькове, ко мне подошел парень и
сказал, что он раскопал огромную
коллекцию фильмов. Этот молодой
человек познакомился с девушкой,
предок которой был владельцем
дореволюционного харьковского
кинопроката. Верив в скорое
свержение большевиков, он замуровал
свою коллекцию в погребе. Парень
настолько "заболел" эти делом,
что поступил на киноведческий
факультет ВГИКа. Я взял несколько
кинолент. И самое интересное, что
некоторые из них были цветные(!). На
реставрацию пленки ушло больше
месяца (удивляюсь, как она вообще
сохранилась с 17-го года), но работа не
прошла даром - на праздновании 90-летия
кинематографа в Доме кино картину
отметили. Все это я совмещал с
работой в институте. До сих пор
удивляюсь, откуда энергия бралась.
- Кстати, чем занимается
ваш институт?
- Основное направление
работы - это объемное
стереоизображение, которое может
располагаться не только в плоскости
экрана, но и перед ним, за ним. Чтобы
добиться требуемого эффекта, фильмы
необходимо снимать определенным
образом. Отдельно существуют
изображения для правого и левого
глаза. Еще одна особенность
стереофильма в том, что его смотрят в
специальных поляроидных очках.
Кстати, при желании стереофильмы
можно смотреть и в вашем кинотеатре.
Достаточно поставить мощные лампы и
заменить экран. Таким образом мы уже
переоборудовали несколько
кинотеатров в Набережных Челнах, в
Паневежисе. Стоить это будет
относительно недорого.
- А есть ли вообще
необходимость в громадных
зрительных залах?
- Скажу откровенно, такая
необходимость уже давно отпала.
Сейчас некоторые кинотеатры по
примеру иностранных коллег
переоборудуются под многозальные
комплексы, больше известные как
мультиплексы. И зритель сам выбирает
что и как ему смотреть. Для сравнения:
в московском "Октябре" теперь 11
мини-залов, хотя большой как был, так
и остался. В фойе открыли кафе,
заработали игральные автоматы. И
надо сказать, зритель постепенно
возвращается. Люди выбирают
мультиплексы, отдавая предпочтение
системе объемного звука, теплу и
комфорту в зале, несмотря на то, что
подобное удовольствие стоит 50-100
рублей за билет.
- Как Вы оцениваете
состояние российского кинематографа
в целом?
- Думается, что худшие
времена позади. Образно выражаясь, мы
уже оттолкнулись от дна. Постепенно
формируется плеяда российских
режиссеров, работы которых займут
достойное место в мировом кино.
Главной проблемой продолжает
оставаться финансирование.
Государство поощряет съемку картин,
но на те копейки, которые выделяются,
снять нормальный фильм невозможно.
Продюсеры и режиссеры ищут деньги
своими силами. Сейчас и спонсоры
пошли не те - редкий берется
финансировать съемки от начала до
конца. Интересно и то, что многие
режиссеры, отправившись на "вольные
хлеба", открывают частные студии.
Так поступили Гарри Бардин, Юрий
Нарштейн и другие. Появилась "Анимафильм".
Но и государственные студии (правда,
в урезанном составе) продолжают
работу.
Еще одна особенность
современного российского кино - это
поэтапный показ фильмов.
Обязательное условие - ни в одном из
кинотеатров лента не должна
задерживаться более пяти дней, даже
если на последнем сеансе будет
полный аншлаг.
В этом плане наш институт
был новатором. Именно за поэтапность,
а также за систему "Стерео-70" в
1991 году НИИКФИ был награжден премией
американской академии "За
технические достижения в области
киноискусства". Могу похвастаться,
что это пока первый и единственный
"Оскар" в данной номинации,
выданный нашей стране. Так случилось,
что получать награду в Лос-Анджелес
отправили меня.
- И каковы впечатления?
- За несколько дней я толком
не узнал об Америке ничего, но когда я
бродил по Голливуд-бульвару, удивила
очередь за билетами на не самый
лучший штатовский фильм.
Наверное, правы те, кто
утверждает, что американцы не просто
снимают много фильмов, но и смотрят
исключительно свое кино. Дело не в
количестве интеллекта - просто они
такие. Конечно, в США время от времени
проходят недели российского,
немецкого, итальянского кино, но мало
кто из зрителей на них ходит.
- Сергей Николаевич, у вас
колоссальный опыт работы в
кинематографе. При чем тогда
мультики?
- Наряду со
стереоскопическими фильмами я
немного занимаюсь анимацией. Над
одной лентой мне посчастливилось
работать с известным режиссером
Ивановым-Вано, с ним же на киностудии
"Союзмультфильм" мы снимали "Волшебное
озеро".
Я сам обожаю смотреть
хорошие мультики и хочу, чтобы
российские дети знали первоклассную
анимацию, а не те халтурные китайские
сериалы, которыми заполонен экран.
Настоящая мультипликация -
это особый вид искусства, где лишь
используют кинотехнику. Мультфильмы
учат любить, понимать друг друга,
природу и животных. По этому поводу
хочется процитировать выражение
известного аниматора: "Все в мире
можно купить за деньги, кроме вилянья
собачьего хвоста".
В заключение нашей беседы
Рожков сказал пару слов об орских
зрителях. На его взгляд, чтобы зал не
пустовал, кинотеатр для начала нужно
осовременить. Самое же главное для
успешной работы - это реклама и
хорошие фильмы. К примеру, большим
рекламным событием было бы то, что в
"Орске" больше не торгуют
мебелью...
Алексей МОРОЧЕНКОВ.
|