№№ 23-24 (19649-650)  от 31 января 2001года

 Обратная сторона медали 

 

 

 

 

ПОДСКАЖИ ОТВЕТ, СТАРОСТЬ 

Поводом к написанию данного материала послужил один случай. Став свидетелем разбирательства его последствий, я искала ответ на вопрос: почему такое возможно? Мысленно протестуя: этого не должно быть. 

В ПОИСКАХ ОБЩЕНИЯ 

В Доме-интернате для престарелых и инвалидов бывать приходилось не один раз. По разным поводам, но чаще приятным: с благотворительными делегациями или в какой-нибудь праздник, когда городское или районное начальство приезжало поздравить проживающих здесь пожилых людей. Хорошо знакома с обстановкой и условиями жизни в интернате, о которых можно говорить только хорошие слова. И это не только мнение человека со стороны: в редакционной почте часто встречаются письма, обратный адрес на которых - Дом-интернат. А в них - слова благодарности руководству и коллективу за внимание и заботу. 

И складывается впечатление, что царит в Доме-интернате чуть ли не идиллия. Да, здесь живут обделенные судьбой люди. Да, они старые и больные, одинокие, но - и это главное - не заброшенные. Им нет нужды скитаться по помойкам, попрошайничать в трамваях и на рынках. Последние годы своей жизни они доживают в тепле, сыты и одеты и общением, так необходимым в любом возрасте, не обделены. 

Возможно, не в той степени, в какой хотелось бы: окруженное высоким забором здание где-то на окраине города, чуть ли не на пустыре, построенное здесь по чьему-то необдуманному решению, практически изолирует обитателей Дома-интерната от окружающего мира. Но с другой стороны, много ли найдется стариков и старушек, проживающих в своих домах или с детьми и внуками, кто только и делает, что по гостям разъезжает? Или из кинотеатра в музей бегает? Чаще всего путь у них один - в поликлинику или в аптеку. Или - во двор, где можно посудачить о жизни среди таких же пенсионеров. Вот и проживающие в Доме-интернате чаще всего общаются только друг с другом. Но общение, как оказывается, может быть разным. В том числе и таким, которое в конце концов приводит в кабинет судьи. 

КАБИНЕТ СУДЬИ 

В работе судов свой механизм. Есть в нем и такой порядок: прежде чем вынести решение о возбуждении уголовного дела по делам частного обвинения, судья для ознакомления с обстоятельствами беседует с потерпевшим и обвиняемым, выясняя возможность примирения сторон. 

Как вы думаете, кто потенциально может оказаться в их роли? Особенно, когда разговор идет о драке, избиении да еще с применением подручных средств и нанесением телесных повреждений? Согласитесь, скорее всего молодые ребята, законченные алкаши или мужики с уголовным прошлым. Я тоже так думала. Пока не увидела тех двоих и не услышала рассказ участкового милиционера. 

Открывается дверь и, опираясь на палочку и костыли, входят два пожилых мужчины. Их привели участковый и воспитатель Дома-интерната. 

Не без труда усевшись на предложенные им стулья, инвалиды один за другим стали рассказывать о том, что произошло в тот злополучный день. Хотя "один за другим" у них не получалось. Это была скорее перепалка, которую оба вели на повышенных тонах. Если бы все происходило не в кабинете судьи, то и мата пришлось бы услышать немало. 

Начал пострадавший. На его лице еще хорошо были видны следы швов, наложенные на щеку и явившиеся результатом общения двух пожилых людей. Того самого, которое они избрали взамен на нехватку общения с окружающим миром. А возможно, иного они и не знают. Или не хотят знать. 

Как обычно бывает в день получения пенсии, инвалиды совершили марш-бросок через забор Дома-интерната для того, чтобы приобрести два заветных "флакончика". Сели, выпили. Зашел третий - слепой. Предложили и ему. Не отказался. Слово за слово, поругались. Страсти накалились. Один толкнул другого, тот - в ответ. В ход пошли клюшки. Разнял дерущихся вовремя подоспевший воспитатель. 

ЧЕГО ТЕБЕ НАДОБНО, СТАРЧЕ? 

Молодой воспитатель, комментируя ситуацию, говорит, что спасу нет с этими дедами. Как пенсия, так дня два-три, а то и больше - пьянки, нередко заканчивающиеся драками. Наиболее злостных нарушителей порядка тусуют по комнатам и этажам подобно колоде карт, пытаясь расселить самых неуживчивых друг от друга. Но и это не помогает. 

Его рассказ дополняет участковый инспектор поселка Биофабрика лейтенант А. Артамонов. 

- Пьянки в Доме-интернате случаются часто. Именно пьянки. Выпить в праздник или день рождения можно, все мы люди, но предупредив администрацию и делая это открыто, а не тайком. И уж тем более не доводя дело до драки. 

Каждый месяц в дни выдачи пенсии я бываю в интернате - именно в эти дни чаще всего случаются эксцессы. Удивляюсь, как эти пожилые, больные люди умудряются через забор сигать. Приобретут водку, а потом драки начинаются. Только за ноябрь, декабрь прошлого года и за январь нынешнего по этим фактам возбуждено три или четыре уголовных дела. А одного мужчину привлекают по 116-й статье - покушение на убийство. Он с воспитателем драку устроил, по голове бутылкой бил, тому четыре шва наложили. 

Не поговорить по этому поводу с директором Дома-интерната мы не могли. Может быть, не все так благополучно в царстве стариков, как кажется со стороны? Может, администрация недорабатывает, что-то скрывает от общественности? Вот что сказал в ответ В. Асланов.

 - Я бы мог не выносить сор из избы. Напились, подрались. Где и с кем подобного не бывает? Но именно для того, чтобы в корне пресечь эту заразу, оформляю дела в суд. Чтобы другим наука была. Сказать, что нашим подопечным заняться нечем, кроме как водку пить, нельзя. Учитывая, что они ограничены в движении и связях с миром, постоянно устраиваем поездки на природу, в театр, на концерты. У нас часто их проводим. Не говорю уже об условиях содержания: четырехразовое питание, новые постельные принадлежности, одежда, телевизор, книги. Так нет же. Некоторых из них кроме, как к водке, ни к чему не тянет. 

Режим у нас строгий, но не всегда уследишь, они - шасть через забор. Бывает, водку приносят санитарки или воспитатели. За это наказываем строго: сразу увольняем. А проживают у нас разные старики. Есть и с уголовным прошлым, да еще с каким. Куда же их денешь… 

ПОСЛЕСЛОВИЕ 

Нас с самого детства учат уважать старость. И правильно учат: попробуй сначала проживи столько, узнай, накопи мудрости и опыта, потрудись, помайся в этой жизни. Но как иногда трудно бывает уважать того, кто не уважает себя сам. Как растолковать ребенку, что этот дедушка упал не потому, что он старый и "ножки не ходят", а потому, что он с утра уже принял на грудь? Как внушить подростку, что сквернословить нехорошо, если он слышал, как два старика, жалуясь на жизнь, куда только ни посылали власть и правительство? Как объяснить, что костыли - это опора для старого человека, а не орудие драки? И сколько еще таких "как?". Подскажи ответ, старость… 

Татьяна БЕРКУТ.

ПИСЬМО
В РЕДАКЦИЮ

ВСЕ СТАТЬИ НОМЕРА

 А. Огрызько: Молодежь нужно заинтересовать

Сначала журналистов наградили, потом с ними поговорили

Депутаты показали зубы... Пока только молочные

Криминальные истории

Кашляем и чихаем, но не сдаемся

Где товар подешевле?

Воспитанника детского дома оставили без квартиры

Подскажи ответ старость

ВЕРНУТЬСЯ

Hosted by uCoz